Сайт о замке "Горменгаст"  

Мервина Пика и его обитателях 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

@ Источник 

                   

Мервин Лоренс Пик (Mervyn Peake)        
художник, иллюстратор, писатель, поэт    
09.07.1911 - 17.11.1968
    

Мервин Пик, человек, одаренный множеством талантов, виртуоз слова и эксцентричный гений, в своем творчестве исповедовал единственную, но сильную глубинную идею. Его работы часто сравнивают с Диккенсом: что-то наподобие нетрадиционного Диккенса с элементами фэнтези. Его книги переведены на множество языков и приобрели практически  культовый статус в Англии. Однако у нас этот автор малоизвестен, и немногие слышали о королевстве Горменгаст. 

Пик родился в 1911 году в Китае, в г. Кулинг. Его родители - английские миссионеры Эрнест Кромвель Пик, врач, и Элизабет (Пауэлл) Пик. Детство он провел на севере, в г. Тянцзинь, погруженный в  атмосферу утонченности и нищеты, присущей экзотической стране на закате императорской династии. Китай, древнее государство с богатыми традициями и сложными ритуалами, произвел на него глубочайшее впечатление.

В двенадцать лет вместе с семьей он вернулся в Англию (и никогда больше не возвращался в Китай) и посещал колледж в Элтаме (Кент), а также Кройдонскую школу искусств. С 1929 по 1933 гг. он учился в Королевской академии искусств. Впервые выставка его работ состоялась в 1931 году.  

Когда бывший профессор из Элтама пригласил его присоединиться к сообществу художников на Сарке, крошечном островке в проливе Ла-Манш, что в 80 километрах от южного побережья Англии, Пик сразу же переехал. Там он жил и работал с 1933 по 1935 гг., ежегодно выставляя в Лондоне свои работы.  Прекрасный художник с необычным даром, он вырезал на острове высокую красивую человеческую фигуру, далекую от консервативных традиций. Однако нужно было на что-то жить, и в 1936г. Пик начал преподавать в Вестминстерской школе искусств. Именно там он встретил свою музу и стал ухаживать за ней - это была художница Мэйв Гилмор. Они поженились в 1937 г., когда ей было 19, а ему 26.

У Мэйв и Мервина было трое детей: Себастьян (родился в 1940), Фабиан (1942) и Клер (1949). Пики были заботливыми и любящими родителями. Клер вспоминала, что во времена ее детства "в характере отца преобладали богатое и нестандартное чувство юмора, страстная вера в важную роль поэзии и рисования, в любовь и доброту".

До того, как написать "книги о Титусе", как он сам их называл, Мервин Пик стал признанным иллюстратором классических детских книг, включая "Остров Сокровищ" и "Алису в Стране чудес". Углубленное изучение  творчества известных иллюстраторов (включая Уильяма Хогарта, Джорджа Крукшенка, Албрехта Дюрера, Уильяма Блейка, Гюстава Доре и Франциско Гойи) послужило основой для его собственных работ.  Однако сейчас его иллюстрации с трудом можно разыскать.

Во время Второй Мировой войны Пик служил в армии и стал военным художником. В 1943 он был прикомандирован к Британскому министерству информации, чтобы рисовать стеклодувов Бирмингемской фабрики. Именно когда он служил в армии, он начал работать над "Титусом Гроуном", манускриптом, чьи рукописные страницы были испещрены набросками и рисунками.  Пик, часто писавший в блокнотах, которых называл "издательская чушь", отсылал новые главы жене, которая перечислила их среди трех сокровищ, которые спасла бы случае воздушного рейда (остальные две вещи были дети и пеленки). 

В 1945 в качестве военного художника Пик оказался одним из первых гражданских, которые вошли в немецкий концентрационный лагерь в Бельсене. Он был очень сильно потрясен тем, что увидел, жертвы войны оставили глубокий след в его душе. Череда волнующих и тревожных рисунков и стихов последовала за столь болезненно поразившим его событием. Биограф Джон Уотни писал: "Многие годы он рисовал странные миры. Но теперь он видел воочию, в реальности, воистину чудовищный мир - более ужасный, чем любой из тех, что он прежде мог вообразить...".

В 1946 Пик с семьей переехал на о.Сарк, где жил в огромном старинном доме без электричества и водопровода. Несмотря на неудобства, это было благословенно счастливое время для всех - Пик работал над картинами, рисункам и "Горменгастом", а дети наслаждались приключениями и познавали мир, свободные от опасностей, таящихся в большом городе. На острове даже не было машин. 

"Горменгаст", вторая книга цикла "про Титуса", была опубликована в 1950. Она получила лестные отзывы, и за "Горменгаст"(да еще поэтический сборник "Стеклодувы") Пик был награжден премией Королевского литературного общества (100 фунтов). 

Тяга к стабильности снова вынудила семью Пика вернуться в Лондон. Мервин начал преподавать в Центральной школе искусств, а в 1953 г., после смерти отца, перебрался с семьей в родительский дом в южном части города.

Пик писал и боролся за постановку своей пьесы "Умение свататься", которая открылась в 1957 г., но быстро сошла со сцены. Эта неудача подорвала здоровье Пика.

Сначала у него диагностировали нервный срыв, и следующие двенадцать лет он провел, сражаясь с болезнью, а доктора один за другим пытались поставить верный диагноз. В поисках лечения он вынес даже процедуры электрошоком и операцию на мозге. На самом деле у него оказалась болезнь Паркинсона, осложненная энцефалитом или "сонной болезнью", которую он подхватил в 1911 г. во время эпидемии, унесшей  в Китае, где он родился, жизни множества людей.  В его случае он находился в полудреме в течение более, чем тридцати лет.

Когда стало невозможно заботиться о Пике дома, его поместили в хоспис в Бурфорде, возле Оксфорда, которым руководил младший брат Мэйвы д-р Джеймс Гидмор, где он в конце концов и скончался в ноябре 1968 в возрасте 57 лет.  Дочь Клер вспоминала Пика как "доброго и любящего отца... щедрого, мягкого и невинного человека", с "открытым доверчивым характером". В монографии Джона Бачелора "Мервин Пик" цитируются слова Тома Покока , работавшего с ним в Бельсене: "Его темный, сумрачный вид и глубоко посаженные, беспокойные глаза могли бы принадлежать человеку сильному. Однако он был чрезвычайно мягок, щедр и легок в общении".

Библиография

Романы
Титус Гроун, 1946
Горменгаст, 1950
Титус один, 1959

Мистер Пай, 1953
Мальчик во мгле, 1956 (рассказ)

Поэзия
Образы и звуки, 1941
Ритмы без причины,
1944, собственноручно иллюстрирован
Стеклдувы, 1950
Стихи падающей бомбы, 1962, собственноручно иллюстрирован
Поэмы и рисунки, 1965
Мечтания скелета и другие стихотворения, 1967
Книга нонсенса, 1972

Эссе
Искусство графитового карандаша, 1946

Сборники
Рисунки Мервина Пика, 1949
Избранные стихотворения, 1972
Рисунки Мервина Пика, 1974
Двенадцать поэм: 1939-60, 1975
Развитие Пика: избранные рассказы и рисунки Мервина Пика, 1978

Детские книги
Капитан Тесак бросает якорь, 1939, собственноручно иллюстрирован
Письма пропавшего дядюшки из Заполярья, 1948, собственноручно иллюстрирован

В конце 2001 г. были  вновь опубликованы "Письма пропавшего дядюшки из Заполярья" (с вступлением Луи де Берньера) и "Капитан Тесак бросает якорь" (вступление Мориса Сендака).

Пьесы
Умение свататься, поставлена в 1957, Вест Энд

Иллюстрации
Верхом на лошадке и другие детские стишки, 1940
Охота на Снарка, Льюис Кэрролл, 1941
Сказание о старом мореходе, Сэмуэль Кольридж, 1943
Алиса в Стране чудес, Льюис Кэрролл, 1946
Сквозь зеркало, Льюис Кэрролл, 1946
Домашние сказки, Братья Гримм, 1946
Остров сокровищ, Роберт Льюис Стивенсон, 1949
Семейство Робинсонов, Джоан Висс, 1949
Том Палец, Пол Остин, 1954 and 1955
Горшочек золота, Аарон Юда, 1959

Новые редакции иллюстрированных Пиком "Алисы в Стране чудес" (вступление Уилла Селфа) и "Сквозь зеркало, или Что Алиса там нашла" (вступление Зади Смита) были опубликованы в сентябре 2001 издательством "Блумсберри".

© Источник: http://www.pbs.org/wgbh/gormenghast/novels/peake.html

 

Мервин Пик на русском языке

Первые переводы романов М.Пика на русский язык появились только в 90-е годы прошлого века. Теперь их можно найти практически в любой электронной библиотеке. Однако есть мнения, что Пика следует читать исключительно в книжном варианте и небольшими дозами (этот автор не терпит спешки в первую очередь потому, что у него само повествование всегда интереснее финала книги).  Однако это ни в коем случае не означает, что Пик автор нудный, заумный и читается с усилиями, каких требует прием горького лекарства. Он увлекателен и поэтичен, в его романах остается место и для юмора, и для философии, и для мрачной готики древнего замка, в сердце которого жаждущий власти бунтарь вынашивает коварные планы. 

Первый роман трилогии («Титус Гроун») был выпущен небольшим тиражом в переводе А.Сумина и О.Колесникова. Получилось вполне читаемо, несмотря на то, что из книги загадочным образом исчезли целые абзацы, а причудливый живописный стиль автора переводчики превратили в нечто усредненно-обычное.

Второй роман («Горменгаст») в переводе А. Панасьева порадовал (или "порадовал", мнения здесь диаметрально противоположны) читателей новыми именами уже знакомых героев: Потпуз, Щуквол, Хламслив и другие в том же духе. Этот перевод также не мог похвастаться большими тиражами.

И наконец в 2004 году издательство «Symposium» сделала российским читателям роскошный подарок: вся трилогия (а также примыкающая к миру замка повесть «Мальчик во мгле») появилась на полках книжных магазинов. Перевод С.Ильина многие критики находят образцовым, что подтверждается двумя статьями в литературном журнале «Новый мир».

Статьи о жизни и творчестве Мервина Пика на нашем сайте

Стихотворения Мервина Пика

Hosted by uCoz