Сайт о замке "Горменгаст"  

Мервина Пика и его обитателях 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скандал в королевском семействе: 

"Элизабет", мюзикл Сильвестра Левая и Михаэля Кунце

 

Уве Крегер - Дер Тод, Майке Боэрдам - ЭлизабетСразу оговорюсь, что не пытаюсь осветить мюзикл "Элизабет" во всей его полноте, и даже более того, при всех моих к нему теплых чувствах, буду рассматривать исключительно с позиций зрителя, любящего мюзиклы  и тоскующего по достойному театральному воплощению "Горменгаста" Пика.

Очень коротко о сюжете. В основу либретто "Элизабет" положена история жизни австрийской императрицы Елизаветы (1837-1898), начиная с времен беспечной юности и до трагической гибели от рук итальянского анархиста - история, в которой художественный вымысел был бы сведен к минимуму, если б не один персонаж, отчасти аллегорический, но на протяжении всей постановки остающийся вполне полноправным участником событий.  Его называют просто Смерть (в немецкоязычном оригинале Der Tod) - его сущность и отчасти (на мой взгляд) все-таки имя. Странный, фантастический, невозможный роман длиной в целую жизнь связывает Элизабет и дер Тода, роман-противостояние, в котором сильная, свободолюбивая, но всего лишь смертная женщина, казалось бы, обречена на поражение. Невыносимая свекровь (да, и в императорских семьях такое бывает), не принесший радости брак, многочисленные потери, самоубийство сына, - судьбу одной из красивейших женщин Европы нельзя назвать счастливой.  Но за вратами жизни ее ждет дер Тод - ее единственный путь к свободе и ее потусторонний возлюбленный.

Если считать трилогию Мервина Пика "книгами о поисках свободы", а подобное определение встречается довольно часто, то мюзикл "Элизабет" - ее ближайший родственник. Стремление к свободе, нежелание принимать условности и подчиняться заведенному порядку определяет сначала судьбу Элизабет, бросающей вызов тирании дома Габсбургов, а затем и ее сына, также не способного смириться с предназначенной ему ролью. В Элизабет много и от Фуксии (или в Фуксии от Элизабет, не столь важно, думаю,  что первично, что вторично), и от Титуса. Что-то от фантазерки Фуксии проскальзывает в юной непоседе Элизабет, но ее бегство от судьбы и предназначения, отказ смириться с бессмысленной строгостью порядков, установленных свекровью  - это скорее от Титуса.  Кронпринц Рудольф, сын Элизабет, Титусу тоже, очевидно, прямая родня.

Камараш - Дер Тод, Рут Краус - Элизабет. Вена 2004Ката Янца - Элизабет (Венгрия)Юная Элизабет мечтает о приключениях и дальних странах, вовсе не на троне видит она себя, а где-нибудь в таинственном Катманду или цирковой труппе. Гроза нянюшек, все еще надеющихся воспитать из нее благовоспитанную девицу, однажды она все-таки увлеклась игрой в акробатку и едва не лишилась жизни. Вот тогда она и познакомилась с дер Тодом, который вернул ее родным в целости и сохранности - то ли не ее был срок, то ли поблажка со стороны высших сил... Правая картинка донельзя напоминает мне сцену, в которой повредившую ногу Фуксию Стирпайк несет в пещеру. И типажи похожи - длинные темные вьющиеся волосы у Элизабет, светлые - у дер Тода (хотя уровень миловидности можно понизить, но грим и манера поведения в этом вопросе творят чудеса). Из более строго-холодного Уве Крегера (верхняя картинка) при небольшой доработке образа вышел бы чудесный книжный Стирпайк. Мате Камараш (правая) - ближе к более бесшабашно-хулиганистому образу из экранизации. Что касается самого образа дер Тода... Он никоим образом не отрицательный персонаж. Он то, что он есть - стихия, неотъемлемая часть природы, порождение потусторонних сил, с которыми не поспоришь. Ему свойственен некоторый цинизм, но он не человек, и к нему неприменимы понятия добра и зла, хотя ему не чуждо нечто человеческое - в одних трактовках больше, в других меньше. Он не возьмет в руки оружия, чтобы забрать того, кого хочет, но создаст все условия, чтобы жертва сама кинулась в его объятия. Любовь и смерть в его устах означают одно и то же, и Элизабет, жизнелюбивая, энергичная женщина, всю жизнь будет сопротивляться его зову. Вернемся теперь к Пику... Хотя я не люблю вносить в трактовку "Горменгаста" лишней мистики, тем не менее, намеренно или нет, но автор сделал Стирпайка персонажем без прошлого и предыстории, он загадочен настолько, что хоть инопланетное ему припиши происхождение, хоть потустороннее, это ничему особенно не будет противоречить. Он следует своей природе, а в его природе заложено отнюдь не созидательное начало. И дер Тод, и Стирпайк прирожденные манипуляторы, по-своему притягательные, ищущие к жертве индивидуальный подход. Их собственное человеческое погребено под слоем льда,  и можно только гадать, есть оно там или нет. Кто-то посчитает, что нету. Кто-то - что есть, просто глубоко спрятано...

Мате Камараш - Дер Тод. Вена 2005Маленький Рудольф - вылитый Титус в детстве. И Гертруда, и Элизабет по-своему любят своих сыновей, однако как не в характере (или воспитании) Гертруды как-то проявлять эмоции, так что Титус предоставлен сам себе и обречен ежедневно выполнять череду нудных бессмысленных действий, вызывающих у него отторжение, так и Элизабет отстраняется от сына - пока он был мал, ее не считали достойной дать должное воспитание наследнику империи, и близость матери с сыном была утеряна, а позже сама Элизабет будет слишком бояться потерять свою свободу, чтобы пойти на сближение и поддержать запутавшегося, потерявшего почву под ногами принца. 

Одинокий ребенок влачит жизнь не веселее, чем у Титуса - из него растят императора, а от императора, как полагает властная эрцгерцогиня Софи, его бабушка, требуется быть сильным и непоколебимым, все остальное приложится. Такой потерянный ребенок - легкая добыча дер Тода, манипулировать им - сплошное удовольствие. Всегда удивлялась, почему Стирпайк-то никогда не использовал столь многообещающую возможность - воздействовать на Титуса, пока тот был маленьким, доверчивыми и мог поддаваться внушению. Пускай в десять лет тот уже был настроен резко негативно, но вот умные (не)люди начинают действовать заранее, пока еще неокрепшая детская  психика поддается влиянию извне. Взаимоотношения дер Тода с Рудольфом у меня - ничего вот не могу с собой поделать - воспринимаются как альтернативный Горменгаст - чего никогда не было в книге, но могло бы быть, и даже с такой долей вероятности, что буквально напрашивается.

Мате Камараш - Дер Тод, Лукас Перман - Рудольф. Вена 2004.Самому дер Тоду на трон не сесть, да он ему и не нужен, у него иная парафия, а вот других подбивать -  это да, с превеликим удовольствием. Что может быть губительнее для повзрослевшего принца, чем сунуться к волку в пасть со своим заговором, который, конечно же, раскрыли... Что за дело дер Тоду до принца? А такова его природа... да и чем меньше будет привязывать Элизабет к жизни, тем скорее она уступит. 

Разве не с таким коварным выражением лица должен поджидать Стирпайк, чем закончится для Титуса очередная церемония, обогащенная и усовершенствованная его фантазией? По-моему, с таким же точно - выжидающим: "Когда ж уже, наконец, план-то сработает?".

Как и Гертруда слишком поздно выдала, что чувства у нее все-таки есть и направлены не только на мелкую живность, Элизабет тоже впала в отчаяние, когда изменить что-либо было уже невозможно - Рудольф достался дер Тоду.  

Сама Элизабет гибнет много лет спустя, смертельно раненая анархистом Луиджи Лукени, в руки которого дер Тод вложил заточку - не суть важно, в переносном ли смысле или прямом. Тем не менее, эмоционально финал не воспринимается чересчур трагично - освободившись от земных оков, Элизабет попала в надежные руки.  Финал "Горменгаста" в своей безнадежности оставляет куда более горький осадок.

***

Финал "Элизабет". Постановка в г.Эссен (Германия) 2001 год.

Музыка из мюзикла на сайте jubox.ru  (ссылка на Эссенскую постановку, но там же можно найти и другие - "Элизабет" ставилась во многих странах, от Японии до Голландии и пр.  Сайт Jubox предпочитает российские IP-адреса, поэтому на всякий случай несколько отрывков для ознакомительных целей:

Wenn ich tanzen will  - дуэт дер Тода и Элизабет (вечное выяснение отношений на тему,  чья возьмет)

Mama, wo bist du  - дуэт дер Тода и маленького Рудольфа (где дер Тод "удачно притворяется добрым"©)

Die schatten werden langer - дуэт дер Тода и повзрослевшего Рудольфа (лучше бы Рудольф его не слушал, целее б был)

Der schleier fallt  - дуэт дер Тода и Элизабет ("оптимистическая трагедия"- финал).

 

Hosted by uCoz