|
Сайт о замке "Горменгаст" Мервина Пика и его обитателях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скандал в королевском семействе: "Элизабет",
мюзикл Сильвестра Левая и
Очень коротко о сюжете. В основу либретто "Элизабет" положена история жизни австрийской императрицы Елизаветы (1837-1898), начиная с времен беспечной юности и до трагической гибели от рук итальянского анархиста - история, в которой художественный вымысел был бы сведен к минимуму, если б не один персонаж, отчасти аллегорический, но на протяжении всей постановки остающийся вполне полноправным участником событий. Его называют просто Смерть (в немецкоязычном оригинале Der Tod) - его сущность и отчасти (на мой взгляд) все-таки имя. Странный, фантастический, невозможный роман длиной в целую жизнь связывает Элизабет и дер Тода, роман-противостояние, в котором сильная, свободолюбивая, но всего лишь смертная женщина, казалось бы, обречена на поражение. Невыносимая свекровь (да, и в императорских семьях такое бывает), не принесший радости брак, многочисленные потери, самоубийство сына, - судьбу одной из красивейших женщин Европы нельзя назвать счастливой. Но за вратами жизни ее ждет дер Тод - ее единственный путь к свободе и ее потусторонний возлюбленный. Если считать трилогию Мервина Пика "книгами о поисках свободы", а подобное определение встречается довольно часто, то мюзикл "Элизабет" - ее ближайший родственник. Стремление к свободе, нежелание принимать условности и подчиняться заведенному порядку определяет сначала судьбу Элизабет, бросающей вызов тирании дома Габсбургов, а затем и ее сына, также не способного смириться с предназначенной ему ролью. В Элизабет много и от Фуксии (или в Фуксии от Элизабет, не столь важно, думаю, что первично, что вторично), и от Титуса. Что-то от фантазерки Фуксии проскальзывает в юной непоседе Элизабет, но ее бегство от судьбы и предназначения, отказ смириться с бессмысленной строгостью порядков, установленных свекровью - это скорее от Титуса. Кронпринц Рудольф, сын Элизабет, Титусу тоже, очевидно, прямая родня.
Одинокий ребенок влачит жизнь не веселее, чем у Титуса - из него растят императора, а от императора, как полагает властная эрцгерцогиня Софи, его бабушка, требуется быть сильным и непоколебимым, все остальное приложится. Такой потерянный ребенок - легкая добыча дер Тода, манипулировать им - сплошное удовольствие. Всегда удивлялась, почему Стирпайк-то никогда не использовал столь многообещающую возможность - воздействовать на Титуса, пока тот был маленьким, доверчивыми и мог поддаваться внушению. Пускай в десять лет тот уже был настроен резко негативно, но вот умные (не)люди начинают действовать заранее, пока еще неокрепшая детская психика поддается влиянию извне. Взаимоотношения дер Тода с Рудольфом у меня - ничего вот не могу с собой поделать - воспринимаются как альтернативный Горменгаст - чего никогда не было в книге, но могло бы быть, и даже с такой долей вероятности, что буквально напрашивается.
Разве не с таким коварным выражением лица должен поджидать Стирпайк, чем закончится для Титуса очередная церемония, обогащенная и усовершенствованная его фантазией? По-моему, с таким же точно - выжидающим: "Когда ж уже, наконец, план-то сработает?". Как и Гертруда слишком поздно выдала, что чувства у нее все-таки есть и направлены не только на мелкую живность, Элизабет тоже впала в отчаяние, когда изменить что-либо было уже невозможно - Рудольф достался дер Тоду. Сама Элизабет гибнет много лет спустя, смертельно раненая анархистом Луиджи Лукени, в руки которого дер Тод вложил заточку - не суть важно, в переносном ли смысле или прямом. Тем не менее, эмоционально финал не воспринимается чересчур трагично - освободившись от земных оков, Элизабет попала в надежные руки. Финал "Горменгаста" в своей безнадежности оставляет куда более горький осадок. *** Финал "Элизабет". Постановка в г.Эссен (Германия) 2001 год. Музыка из мюзикла на сайте jubox.ru (ссылка на Эссенскую постановку, но там же можно найти и другие - "Элизабет" ставилась во многих странах, от Японии до Голландии и пр. Сайт Jubox предпочитает российские IP-адреса, поэтому на всякий случай несколько отрывков для ознакомительных целей: Wenn ich tanzen will - дуэт дер Тода и Элизабет (вечное выяснение отношений на тему, чья возьмет) Mama, wo bist du - дуэт дер Тода и маленького Рудольфа (где дер Тод "удачно притворяется добрым"©) Die schatten werden langer - дуэт дер Тода и повзрослевшего Рудольфа (лучше бы Рудольф его не слушал, целее б был) Der schleier fallt - дуэт дер Тода и Элизабет ("оптимистическая трагедия"- финал). |