Сайт о замке "Горменгаст"  

Мервина Пика и его обитателях 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия на мини-сериал "Горменгаст" ("Темное королевство") производства ВВС

Автор: Ua0916ki

 

Фильм "Горменгаст" - это история о бессмысленности жизни. Его namesake, замок Горменгаст - квинтэссенция замка как архитектурного сооружения и социокультурного явления; это центральный образ фильма, причем образ настолько цельный, что даже у постороннего зрителя возникает соблазн анимировать его, наделить какими-то чисто человеческими качествами и устремлениями. Но на самом деле Горменгаст - это груда камней, у которой нет ни духа, ни души; Горменгаст ничего не хочет; он не жесток, ему не свойственна несправедливость, лукавство, хитрость, целеустремленность, любовь, симпатия; его единственное свойство - высасывать души тех, кто пытается отыскать в нем эти качества; не потому, что эти души ему нужны, а просто потому, что он так построен. В этом умысел и насмешка строителя.

Итак, замок впитывает души своих жителей - как графской династии, так и рядовых общинников. Для большинства своих обитателей замок - это сверхценность, спасение от хаоса и единственно мыслимый способ жизни. Но, как ни парадоксально, среди всех персонажей именно возмутитель спокойствия - Стирпайк - является человеческим воплощением Горменгаста. Стирпайк сделан из того же особого материала, что и Горменгаст. Зрителю кажется, что Стирпайк хитер, лукав, жесток, целеустремлен, способен любить - но это только иллюзия; ни одно из этих качеств для Стирпайка не является "стержневым"; он таков, каким его хотят видеть окружающие; он играет ту мелодию, которую от него хотят слышать - с единственной целью: отобрать душу слушающего. Стирпайк - не злодей по убеждениям, не злодей по каким-то внутренним мотивам; не "сознательный" злодей; он не работает над своим имиджем злодея, если можно так выразиться - и да, поэтому он не "наш" злодей :-). Он просто сделан из такого материала.

Дальше - еще интереснее. Люди, принадлежащие замку - это, прямо скажем, кунсткамера редких уродцев, наделенных всевозможными недостатками, как физическими, так и психическими; учитывая замкнутость общины, это неудивительно - вырождение здесь процесс естественный и логичный. Фокус в том, что этим несимпатичным креатурам противостоят персонажи не менее несимпатичные, пускай не уродливые, но - аморфные; этим людям нечего предъявить миру, кроме своего нежелания покорится замку. Кида, Титус, и даже Фуксия - не зрелые личности, а зародыши личностей; существо, рожденное вне замка - девочка-дикарка - вообще скорее не человек, а животное.

Среди персонажей фильма, таким образом, отсутствует тот герой, с которым зритель захочет идентифицировать себя. Это достаточно распространенное явление, насколько я могу судить по современной литературе и кинематографу; но особенность "Горменгаста", на мой взгляд, в том, что отсутствие такого героя-ориентира не преподносится здесь как некая главная идея. Очарование фильма, как ни странно - в его карикатурных персонажах, каждый из которых, при всей своей непривлекательности, уродстве или аморфности - интересен. Их существование лишено смысла, зато насыщено событиями и любопытно как процесс. Община Горменгаста замкнута, но не статична; в ней все еще происходит движение. Обстановка в замке - не мрачная, но тревожная, и цветовая гамма фильма прекрасно передает именно ощущение тревожности.

В целом "Горменгаст" - это карикатура на человеческое общество, которому становится тесновато на нашей маленькой планетке. Карикатура, надо признать, довольно безжалостная, и, как всякая карикатура - довольно бессмысленная; все прелесть ее - в изяществе исполнения.

 

Hosted by uCoz