|
Сайт о замке "Горменгаст" Мервина Пика и его обитателях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рецензия на мини-сериал "Горменгаст" ("Темное королевство") производства ВВС
Автор: Ua0916ki
Фильм
"Горменгаст" - это история о
бессмысленности жизни. Его namesake, замок
Горменгаст - квинтэссенция замка как
архитектурного сооружения и
социокультурного явления; это центральный
образ фильма, причем образ настолько
цельный, что даже у постороннего зрителя
возникает соблазн анимировать его,
наделить какими-то чисто человеческими
качествами и устремлениями. Но на самом
деле Горменгаст - это груда камней, у
которой нет ни духа, ни души; Горменгаст
ничего не хочет; он не жесток, ему не
свойственна несправедливость, лукавство,
хитрость, целеустремленность, любовь,
симпатия; его единственное свойство -
высасывать души тех, кто пытается отыскать
в нем эти качества; не потому, что эти души
ему нужны, а просто потому, что он так
построен. В этом умысел и насмешка
строителя.
Итак, замок впитывает души своих жителей -
как графской династии, так и рядовых
общинников. Для большинства своих
обитателей замок - это сверхценность,
спасение от хаоса и единственно мыслимый
способ жизни. Но, как ни парадоксально,
среди всех персонажей именно возмутитель
спокойствия - Стирпайк - является
человеческим воплощением Горменгаста.
Стирпайк сделан из того же особого
материала, что и Горменгаст. Зрителю
кажется, что Стирпайк хитер, лукав, жесток,
целеустремлен, способен любить - но это
только иллюзия; ни одно из этих качеств для
Стирпайка не является "стержневым"; он
таков, каким его хотят видеть окружающие;
он играет ту мелодию, которую от него хотят
слышать - с единственной целью: отобрать
душу слушающего. Стирпайк - не злодей по
убеждениям, не злодей по каким-то
внутренним мотивам; не "сознательный"
злодей; он не работает над своим имиджем
злодея, если можно так выразиться - и да,
поэтому он не "наш" злодей :-). Он просто
сделан из такого материала.
Дальше - еще интереснее. Люди,
принадлежащие замку - это, прямо скажем,
кунсткамера редких уродцев, наделенных
всевозможными недостатками, как
физическими, так и психическими; учитывая
замкнутость общины, это неудивительно -
вырождение здесь процесс естественный и
логичный. Фокус в том, что этим
несимпатичным креатурам противостоят
персонажи не менее несимпатичные, пускай
не уродливые, но - аморфные; этим людям
нечего предъявить миру, кроме своего
нежелания покорится замку. Кида, Титус, и
даже Фуксия - не зрелые личности, а зародыши
личностей; существо, рожденное вне замка -
девочка-дикарка - вообще скорее не человек,
а животное.
Среди персонажей фильма, таким образом,
отсутствует тот герой, с которым
зритель захочет идентифицировать себя. Это
достаточно распространенное явление,
насколько я могу судить по современной
литературе и кинематографу; но особенность
"Горменгаста", на мой взгляд, в том, что
отсутствие такого героя-ориентира не
преподносится здесь как некая главная идея.
Очарование фильма, как ни странно - в его
карикатурных персонажах, каждый из которых,
при всей своей непривлекательности,
уродстве или аморфности - интересен. Их
существование лишено смысла, зато насыщено
событиями и любопытно как процесс. Община
Горменгаста замкнута, но не статична; в ней
все еще происходит движение. Обстановка в
замке - не мрачная, но тревожная, и цветовая
гамма фильма прекрасно передает именно
ощущение тревожности.
В целом "Горменгаст" - это карикатура
на человеческое общество, которому
становится тесновато на нашей маленькой
планетке. Карикатура, надо признать,
довольно безжалостная, и, как всякая
карикатура - довольно бессмысленная; все
прелесть ее - в изяществе исполнения.