Сайт о замке "Горменгаст"  

Мервина Пика и его обитателях 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка 1998 года 

 

Обновленная постановка 2004 года 

 

CD запись и впечатления слушателя

 

Ирмин Шмидт о своей опере

 

 

Рок-опера Ирмина Шмидта

"Горменгаст"

Германия, 1998 г.

Либретто Дункана Фаллоуэлла

© www.spoonrecords.com

 

 

Оперу "Горменгаст" написал Ирмин Шмидт, основатель легендарной группы CAN.  Работа над ней была начата в 1994 году, а  премьера состоялась в Оперном театре г. Вупперталь (Германия) 15 ноября 1998 года.  Постановка была осуществлена  на английском языке. На протяжении девяти месяцев рок-опера шла в г.Вупперталь и Музыкальном театре г.Гелзенкирхен.

Театральный критик газеты Times Родни Милнс писал: "Если Рихард Штраусс писал бы рок-музыку, у него вышло бы нечто в этом духе - пышное, дерзкое музыкальное буйство."  В январе 2000 г.  вышел СD-релиз фрагментов оперы. После перерыва в несколько лет постановка была возобновлена. Со 2 июня 2004 года рок-опера "Горменгаст" шла в г. Фёльклинген (входит в мировое наследие ЮНЕСКО) и затем ставилась в г. Саарбрюккен и в Люксембурге.

Вдохновленный  трилогией Мервина Пика, шедевром готической фэнтези , английский писатель Дункан Фаллоуэлл проделал огромную работу над либретто, где скомбинировал мелодраму, комедию и футуризм в приключенческую эпопею о странных людях с яркой незабываемой харизмой. Сюжет этой трехактной  оперы вращается вокруг взлета и падения Стирпайка, храброго, умного и обаятельного кухонного мальчишки, который вырос до кровавого тирана Замка Горменгаст. На пути к вершине он очаровывает и ломает жизнь Фуксии, дочери правителя Горменгаста, затянутого в водоворот опиумного рабства. После всех перипетий сюжета Стирпайк и сам драматически гибнет. Прочие персонажи этой пышной, яркой, но обреченной реальности тоже так или иначе затянуты в эту страшную сказку.

Ирмин Шмидт, ученик Лигети и Штокхаузена, известен не только тем, что создал CAN, одну из наиболее влиятельных авангардных рок-групп. Ему не чужда классика, он прекрасный пианист и автор музыки для более, чем ста кинофильмов. Включенные в его композиции элементы популярных, этнических и классических мелодий создают невероятно самобытный музыкальный язык.  Певцы погружены в фантасмагорию мира электронных звуков, симфонического оркестра и ударных, и с легкостью справляются и с поп-вокалом и виртуозной классикой.

И в либретто, и в музыке это виртуозное соединение высокого и легкого жанров отличается от всего, что может быть знакомо самому взыскательному зрителю. Естественность и нестандартность подхода переводит оперное искусство на новый виток развития. Результат  и доступен, и волшебно неожидан - " Горменгаст" это ярчайшее событие в мире музыкального театра.

Фотографии с www.spoonrecords.com 1998 г.

Фотографии с www.spoonrecords.com 2004 г.


В мировой премьере фэнтези оперы "Горменгаст" в оперном театре г. Вупперталь (1998 год) принимали участие:

Лорд Сепулькрейв, Граф Гроун (лирический баритон) - Mark Morouse  
Леди Гертруда, Графиня Гроун (драматическое меццо-сопрано) - Danielle Grima
Фуксия, их дочь (сопрано) - Claudia Visca
Титус, их сын (танец, пантомима) - Jakob Fedler / Thomas Hartung
Сестры-близнецы(колоратурное сопрано) Кора - Elise Kaufman, Клариса- Sabine Schnitzer
Баркентин, Хранитель Ритуалов (тенор, рок-певец) - Ulrich Wewelsiep
Стирпайк, кухонный мальчик (тенор, рок-певец) - Stefan Vinzberg
Доктор Прюнксволлор, придворный врач (контртенор) - Reiner Beinghaus
Флэй, слуга Графа (актер) - Markus Dietz
Свелтер, шеф-повар (лирический тенор) - Markus Heinrich / Florian Simson
Няня Слэгг (актриса) Walter Theil

Музыкальный руководитель :Simon Rekers
Режиссер :Michael Sturminger
Сценография и костюмы :Renate Martin and Andreas Donhauser
Хореография :Bennie Voorhaar
Драматургия :Martin Griesemer
Живой звук :Thomas Dickmeis


Обновленная постановка 2004 года

Состав:

Стирпайк: Stefan Vinzberg
Фуксия: Lea Sarfati
Лорд Сепулькрейв: Peter Graham
Леди Гертруда: Gerda Maria Knauer
Кора: Debra Fernandes
Кларисса: Sabine Schnitzer
Свелтер: Matthias Widmaier
Баркентин: Paul Erkamp
Доктор Прюнскволлор: Peter Rehkop
Титус: Glaub da Silva
Флэй: Wolf-Dirk Vogeley
Няня Слэгг: Marion Freundorfer
Струнный квартет: Nicolai Streichquartett
Дирижер: Andreas Baesler
Режиссер: Koen Schoots
Постановщик: Karel Spanhak
Костюмы: Ulli Kremer
Хореографияy: Glaub da Silva
Свет: Jürgen Schnetzer


CD-диск с записью одиннадцати музыкальных фрагментов из рок-оперы "Горменгаст" вышел в 2000 году.

Список треков:

1. Увертюра 00:54

2. Ария Гертруды: Прикосновение (Danielle Grima) 09:23

3. Ария Свелтера: Быть счастливым хищником! (Florian Simson) 06:15

4. Песня Стирпайка: Кислород (Stefan Vinzberg) 07:01  * Текст

5. Песня Фуксии: Сторона радуги (Claudia Visca) 06:52

6. Хор: Радость (Claudia Visca, Elise Kaufman, Sabine Schnitzer, Stefan Vinzberg, Reiner Beinghaus) 03:23

7. Дуэт Близнецов: Триумф (Elise Kaufman, Sabine Schnitzer) 03:07

8. Ария Баркентина: Пусть владеет мной хаос! (Ulrich Wewelsiep) 02:14

9. Ария Сепулькрейва: Видеть ночь (Mark Morouse) 09:44

10. Дуэт Фуксии и Стирпайка: Отлетают на юг птицы (Claudia Visca, Stefan Vinzberg) 06:45 * Текст

11. Ария Фуксии: Лейся, милый дождь (Claudia Visca) 05:48

 

Здесь можно ознакомиться с этими фрагментами в режиме on-line

 

Кроме того, можно скачать небольшие отрывки с официального сайта

 

Скачать СD полностью!  ч.1   ч.2 (если истечет срок ссылок на закачку, сообщите, перезальем!) ~ 140 МБ

 

К сожалению, официальных видеозаписей оперы не существует, но закроем глаза и попытаемся увидеть в необычной музыке Ирмина Шмидта мрачные башни Горменгаста и наших старых знакомых - Стирпайка, Фуксию, старого Хранителя Баркентина, жаждущих поклонения Близнецов.... 

 

 

Gormenghast Drift

Эта инструментальная композиция родилась в 1991 году и стала началом работы над оперой. Впоследствии она послужила основой для арии Гертруды под названием «Touch»(«Прикосновение»).

Время спит на крышах Горменгаста. Но в едином монолите его монотонного существования уже появились первые трещинки, уже запахло очистительной грозой…

Дождь однажды стихнет, и солнце снова заснет на крышах…

Все усилия будут напрасными…

Увертюра

Медленно расходятся створки ворот… Скрипят несмазанные петли…

Здесь красота и уродство. Здесь жизнь и смерть.

Ласточки и совы. Планы и мечты.

И пусть тяжелая дверь отсечет от вас остальной мир!..

Gertrude's aria: Touch

Белые кошки. Белая птица. Белые облака.

Это жизнь во всей ее полноте.

Куда спешить? Зачем мечтать? 

Спи, как кот или пой, как птица. Счастье в этом.

Swelter's aria: Be A Happy Carnivore!

Звон кастрюлей, перья, кости… Дым и запахи повсюду…

Собери осколки, недотепа! Получи пинок в награду…

Поварята, шевелитесь! Или я сейчас вас съем! Страшно вам? А я смеюсь!

Steerpike's Song: Oxygen

…Кровь стучит в висках, руки сводит от напряжения, но он на вершине! Он впервые в жизни смотрит на Горменгаст с высоты птичьего полета. Яростное торжество, экстаз…

Стирпайк любуется своей ловкостью и смелостью. Он смеется над  старым слугой. «Неужели этот дурак, Флей, и вправду верил, что остановит меня?!». Смех его окрашен злорадством.

Но смеется он недолго.

 Мгновенья сгорают в лучах солнца, и мальчишеское ликование  перерождается во что-то иное…Чем больше он смотрит на мощные величественные башни замка, тем сильнее хочет сделать их своими.

В голове его тысячи планов и Стирпайк чувтвует себя всемогущим. Его долговязая фигура приобретает мрачное величие, подобающее властителю.

Так беглый поваренок начинает свое превращение в темного гения Горменгаста…

Fuchsia's Song: Rainbow Party

 Девочка, что ты видишь в облаках? В этот закатный час сказка оживает в небе. Радуга стала твоей сестрой, и ночь никогда не наступит. Твое детство никогда не кончится… Пусть твоя фантазия ведет тебя из одной истории в другую…Есть ли на свете что-то более чудесное, чем твой чердак? Сколько редких вещей там хранится…Дом твой огромен и полон тайн. Жизни не хватит, чтобы их узнать. Так стоит ли грустить?..

Золотой дракон расправляет крылья и летит тебе навстречу.

Обещай, что больше никогда не будешь плакать…

Ensemble: Joy

Стирпайк летит на крыльях интриги,  у близнецов кружится голова… Они зачарованы друг другом…

Каждая его фраза попадает точно в цель. Каждый поворот его туловища показывает  безграничную готовность услужить…

Черная нора их жизни вдруг осветилась упавшей в нее карнавальной ракетой…

Птицелов разостлал сети. И две глупые птицы тут же влетели в них, надеясь найти там райское угощение…

The Twin's duet: Triumph

…Кора любила Кларису. Клариса любила Кору.

Кора и Кларисса любили власть. По ночам они мечтали о тронах. А днем –грезили наяву.

Они пересчитали всех своих будущих слуг. Они разучили величественную походку.

Они потеряли терпение. Они потеряли жизнь…

Barquentine's Aria: Possess Me, Chaos!

«Я судьба Гроунов» хрипит Баркентин, погоняя костылем медлительных и неумелых. Он жизнерадостен как могила. Он добр как иссохший колодец.

Служители втягивают головы в плечи и прячутся друг за друга. Стирпайк придумывает сто первый способ убийства… и находит его неоригинальным.

Брань и стук костыля повсюду. Горменгаст похож на разворошенный муравейник.

Sepulchrave's aria: Behold The Night!

Ночь приходит ко мне. И находит меня, где бы я не был.

Летите ко мне, дети ночи! Мои братья и сестры…

Был огонь… и в нем сгорел мой разум. Стены рухнули, и совы ухают в моей голове.

Прощай, тоска! Я понял, как тебя прогнать… Я слышу зов, и я иду…

Duet Fuchsia & Steerpike: The Birds Are Leaving For The South

- Ты отдал свою душу, я отдала мечты… Между нами только мы сами. Непреодолимая преграда… Ты говоришь о чувствах, но внутри меня пустыня… Мой приговор тебе - падение!..

- Мой приговор тебе - отчаянье!..

Fuchsia's aria: Fall, Friendly Rain

Нет ни земли , ни неба, только стена дождя. Исчезли яркие краски, паутина тоски опутала мой мир.

Память, уходи! Я и так не могу дышать.

И теперь я знаю, каково это - пережить все свои мечты…


Ирмин Шмидт о своей опере

"Горменгаст - это гигантский замок, это древние каменные стены и запутанные лабиринты. Мир, который сам по себе - и одновременно похожий на все классические фэнтезийные миры, рожденные из истории и легенд. Эта история -  удивительно красивая готическая сказка о взлете и падении поваренка Стирпайка, притча о власти и соблазне, о тирании, и о том, как юношеские бунтарские мечты о лучшей участи разбились о жажду власти и извратились, приведя к убийству и разрушению. Так много аналогий из нашей истории видятся во всех поэтических, смешных и фантастических чертах. Взять к примеру, Стирпайка, чей крайний рационализм и самолюбование неминуемо ведут к разрушению традиционной культуры и древней мудрости.  

Сценарий, который разработан на основе эпических перипетий романа, сводит историю Стирпайка к череде сцен, выстраивающихся в строгий и почти ритуальный в своей последовательности узор.

В опере три акта, каждый охватывает по семь лет. Последовательность и место действия сцен в первом акте отзеркалено в третьем, но там они превращены в сцены упадка и опустошения. Второй акт симметрично отображает сам себя.

I акт 

1. Покои Леди Гертруды

2. Большая Кухня

3. Фасад 

4. Спальня Фуксии

5. Дерево сестер-близнецов

II акт 

1. Библиотека

2. Фасад 

3. Библиотека (пожар)

III.

1. Дерево сестер-близнецов
2.
Спальня Фуксии
3.
Фасад 
4.
Большая Кухня
5.
Покои Леди Гертруды

В окончательный вид сценарий был приведен при участии Клауса Эммериха и Клауса Хеннеберга.

Либреттист Дункан Фаллоуэлл взял этот строгий рисунок за основу и вдохнул в него жизнь, ритмически чередуя гротескную комедию, темную поэзию, безумное веселье и мрачную драму. Либретто порадовало меня  богатством вдохновляющих картин, где смешались привычные, контекстуальные и символичные ассоциации и взаимоотношения, и  над этим всем царил текст, почти полностью подчиненный ритму, взрывающийся мелодичными интонациями и яростью эмоций - настоящий танец слов. 

Моя музыка изначально ориентирована на ритм, это та ниточка, которая связывает воедино многообразие стилей. Мелодика ее необычна. Оркестр был заранее записан и переработан, чтобы добиться той звуковой среды, в которой электронные и живые мелодии  органично смешивались и трансформировались друг в друга. Здесь столкнулись в сложном взаимодействии традиционные (и  этнические) инструменты, такие неожиданные вещи, как камни, доски, фарфор, металл, а также синтетические звуки, как, например, брейкбит. И все это объединилось в богатый и оригинальный мир звуков.  

В самой постановке к этой звуковой палитре добавлялись живой струнный квартет и иногда музыкант. Предпоказ прошел при участии звукоинженера Джоно Подмора, известного авангардного бас-гитариста. Он усложнил и  обогатил музыку свежими современными идеями, особенно поработав на ритмом.

Все части поются, нет никаких разговорных диалогов, никаких украшений, кроме необычных вокализов Прюнскволлора и Близнецов. У Стирпайка роковый голос; у Графа-филина интонации романтического импрессионизма, парящие в ореоле электронного звука; Фуксия поет мечтательные трагические баллады.  Баркентин рычит, как настоящий рокер, о хаосе, Близнецы возбужденно щебечут. Музыкальные стили - или их подобия - перемежаются в неожиданной последовательности. Тем не менее, есть и также мелодии, которые служат лейтмотивом, придавая выпуклость характерам. Есть и другие, гармоничные переливы и простые аккорды, создающие смысловую паутину взаимоотношений персонажей.

В "Горменгасте" нет такого понятия как "нормальное" поведение: каждый жест и движение в большей или меньшей степени носят стилизованную или ритуалоподобную манеру, создавая близкий к танцу рисунок. Стирпайк то скачет в бешеном восторге, сбежав из кухни, то выполняет акробатические трюки, чтобы понравиться Фуксии, то притворяется  Смертью, чтобы испугать и подчинить своей воле  Близнецов.  В финальном дуэте с Гертрудой, злобный задиристый танец становится кульминацией его ярости и безумия. Фуксия танцует в своем скрытом ото всех мире девичьих мечтаний, тоскуя по более яркой и полной жизни. Близнецы скачут, дергаются и нервно трепещут, как пара сумасшедших марионеток, Баркетин отбивает  на столешнице неистовую ритуальную пляску . Свелтер  вышагивает по-военному, кружа вокруг своего противника Флея. В конце первого акта Близнецы, Фуксия, Прюнскволлор и Стирпайк исполняют веселый танцевальный номер на дереве, нависшем над бездной. И конечно, все ритуалы выполняют гротескные группы танцоров.

"Горменгаст" и по духу и по форме это полноценная опера. Но элементы  мюзикла, рок-концерта и современного танцевального театра играют в нем равноважные роли. Новый жанр? Чтобы сохранить для потомков такую поразительную форму искусства как опера, мы должны изыскивать новые возможности трансформации жанра. Это именно то, что я пытаюсь сделать. Следовательно, я называю "Горменгаст" просто Фэнтези-Оперой." © Ирмин Шмидт

Руссильон 1998


Источник

Из рецензии на CD-релиз  

Эта "фэнтези-опера" представляет нехарактерную ветвь творчества клавишника и композитора авангардной группы Can. Сюжет оперы основана на трилогии о Титусе Гроуне авторства Мервина Пика, по романам которого поставлен популярный английский мини-сериал ВВС . "Горменгаст" рассказывает  о взлете и падении Стирпайка, макиавеллевского кухонного мальчика, постепенно совершенствующегося в искусстве обмана и предательства и ставшего в итоге тираном упадочного замка Горменгаст. И если вы только можете вообразить искусство на стыке между оперой, популярным музтеатром, электронной музыкой, и все это объединенное Терри Гиллиамовским эстетическим чутьем, вы ахнете от того, что вам откроется.

След рокерского прошлого ясно слышится в рэгги-ритмах неистовой арии "Будь счастливым хищником" и ритмичных переливах "Кислорода" . Арии  "Прикосновение","Видеть ночь", "Сторона радуги" и эффектная "Лейся, милый дождь" - отрывки, которые особенно ярко представляют композиторский талант Шмидта.  Последний особенно трогателен - одинокая песнь гитары, вероятно подсказанная музыкантом Майклом Кароли, одна из последних записей которого "Лейся, милый дождь... снежинки и колокольчики, помашите мне на прощание". Оперным певцам было где показать свою виртуозность, сложен и  "Хищник" Симсона с неуловимым влиянием арабской музыки, и каденцы Винцберга в "Кислороде".

Наверное, несправедливо жаловаться, но обидно, что CD содержит только отрывки из оперы, и к нему не приложен синопсис или либретто, нет деталей взаимоотношений персонажей. Так что дорожки, которые предположительно двигают сюжет и развивают персонаж (такие как "Радость" и "Отлетают на юг птицы") можно назвать разве что любопытными с их подчеркнуто театральным исполнением.  Но Шмидт недаром восхваляет автора текста Дункана Фаллоуэлла, и психологические арии действительно очень хороши. Однако, более энергичные фрагменты порой кажутся оторванными от контекста, который явно необходим для того, чтобы понять их и оценить.   

Hosted by uCoz